ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ И ТРАВМЫ
Практически любая работа в гештальт-терапии – это работа с границами: границами личности, границами потребности, границами контакта со средой (еще можно сказать: на границе контакта), – и все они тесно связаны.
И если говорить точнее, в терапии мы работаем с нарушениями этих границ – их обычно называют прерываниями, но можно называть и травмами, если понимать травму широко.
Организм со здоровыми, целыми границами при возникновении потребности воспроизводит полный цикл контакта со средой (см. о нем здесь) и удовлетворяет потребность.
Не всегда это возможно, и тогда в цикле контакта возникают срывы. Если прерывание стойкое, повторяющееся (является паттерном: человек на пути к своей цели постоянно наступает на одни и те же грабли), то обычно это результат давнего, когда-то произошедшего столкновения потребностей: когда не удовлетворилась одна потребность, но удовлетворилась какая-то другая, на тот момент – более важная или казавшаяся такой.
Пример: ребенок плачет и нуждается в сочувствии, заботе, утешении, но родитель его грубо обрывает, заставляет замолчать, стыдит, ругает, запугивает. Когда взрослый так останавливает слезы ребенка, потребность в утешении не удовлетворяется, но удовлетворяется потребность в безопасности, потому что ребенок зависит от взрослого и, если видит его отвержение, неосознанно воспринимает это как ситуацию, угрожающую жизни.
Позднее этот процесс станет внутренним, и ребенок, а потом и выросший взрослый, будет сам останавливать выражение чувств у себя и у других с помощью страха, стыда, вины.
Это ведет к закреплению, укоренению паттернов. Практически любой паттерн – результат конфликта потребностей, и одна из них, победившая, как правило, была потребностью в безопасности. Так что практически любой паттерн формируется в ситуациях, так или иначе угрожающих личности (или воспринятых как угрожающие) и превосходящих ее адаптивные возможности по силе воздействия – то есть как раз в ситуациях психотравм.
Получается, что само понятие травмы можно объяснять через идею границ: психологическая травма – это нарушение работы психологических границ.
Нарушенными могут оказаться сформированные границы взрослого человека, если он попал в тяжелую ситуацию (смертельная опасность, насилие, потеря близких, утрата важных отношений, имущества, здоровья, свободы и др.). Это шоковые травмы.
Кроме этого, нарушение границ («поломка гештальтов») часто происходит в детстве, когда границы только формируются и потому очень хрупкие: воздействие, которое взрослому человеку может казаться пустяковым (накричали на ребенка; родители уехали и оставили жить у бабушки; запретили что-то важное и т. д.), бывает для ребенка травматичным. Излишняя забота, гиперопека тоже могут деформировать границы или мешать их становлению: потребности удовлетворяются авансом, еще не успев возникнуть, или взрослый делает за ребенка то, что он уже способен делать сам. Так возникают травмы развития.
Клиенты часто обесценивают свои травмы развития – ведь они выросли с этими искаженными границами, которые привычны и не замечаются, – здесь заметны последствия, но не истоки. И если в случае с шоковой травмой, полученной во взрослом возрасте, причина трудностей обычно ясна (жизнь четко делится на до и после), то в случае с травмами развития все не так очевидно.
Человек, пришедший к психологу, нередко обвиняет себя в неадекватности и просит избавить его от «неправильных» чувств. «Я слишком бурно отреагировал». «Он ничего такого не сказал, а я взорвалась». «Не понимаю, почему я заплакала, как дура». «Я не должен этого бояться».
Представьте, что человека легонько трогают по руке, а он резко отдергивает руку. Неадекватно? Пожалуй, – если ориентироваться на силу внешнего раздражителя: реакция правда неадекватна ему, касание-то было легким. А если на руке рана? Тогда реакция не вызывает удивления: даже легкое прикосновение к больному месту причиняет страдание.
Друзья, будьте внимательны к своим границам – своим состояниям, своим чувствам, реакциям и желаниям, не спешите ругать и обвинять себя в неправильности, дайте себе возможность и время разобраться, что с вами происходит. Если вас больно задевает то, что якобы не должно, прислушайтесь к себе – может быть, вас задевают (да, совсем легонечко) по раненному месту?
Здоровые границы – это вовсе не границы, которые никогда не подвергались травмам, это гибкие границы – границы, которые способны восстанавливаться.
Те или иные травмы в процессе жизни неизбежны. Паттерны образуются, если человеку не удается восстановиться, если адаптация к травме оказывается – вот парадокс – дезадаптивной: защитные механизмы помогают как-то справляться с травмой (сохраняется относительное психическое здоровье), но одновременно сильно осложняют жизнь.
Гештальт-терапия помогает человеку исследовать границы, сформировать, достроить или восстановить их, сделать более гибкими.
Автор:Ирина Рёбрушкина