СТАНДАРТЫ ПРОГРАММ ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ
Программа адресована практикующим гештальт-терапевтам, имеющим базовое образование в области гештальт-терапии (смотри соответствующие стандарты).
Задачей программы является создание пространства для формирования профессионального сообщества, где важен баланс между профессиональным ростом участников и возможностью распознавать, признавать и поддерживать друг друга на коллегиальной основе. Программа строится на принципах коллегиальности и разделенной ответственности, как между участниками так и между участниками и руководителями каждого конкретного проекта. Это реализуется при составлении контракта на обучение, через обращение к групповом контексту, теме отношений и профессиональной этики. Завершение второй ступени является базой для коллегиальных отношений.
Основной целью программы является: формирование профессионального мышления, как единой профессиональной основы, где интегрированы самые различные профессиональные проявления (теоретические, терапевтические, супервизорские и др.). Профессиональное мышление дает возможность применения своего опыта в разных областях, а также способность удерживать в работе три контекста: — индивидуальные, групповой и тематический; — осознавание личной философии практики за которой стоит жизненный путь и уникальная личная ситуация терапевта; — формирование профессиональной идентичности; а также интеграция своих взглядов в целостное профессиональное мировоззрение.
Все это требует от терапевта развитие способности к осознавание и анализу практика на различных уровнях — философском, методологическом, теоретическом и практико-технологическом.
Для решения поставленных задач необходимо:
освоение теоретического ядра гештальт-терапии,
обучение супервизии как основы профессиональной культуры сообщества,
навыки групповой работы,
владение широким контекстом жизни социальных групп и профессиональных сообществ.
Выпускник программы третьей ступени должен обладать навыками:
Диагностика, выбор терапевтической стратегии, анализ терапевтических отношений в полевом контексте (социальном, культурном, групповом и др.).
Владение индивидуальными, групповыми формами работы и способность осуществлять выбор стратегии работы с учетом ситуации клиента.
Строить отношения и действовать в различных профессиональных ролях (терапевт, супервизор, ведущий группы, преподаватель, коллега и др.).
Создание и удержание длительных терапевтических отношений с клиентами;
Предоставление квалифицированной супервизии, учитывая контекст и уровень подготовки терапевта, а также его способность к ассимиляции опыта.
Публичная презентация своей работы — терапевта, супервизора, тренера, ведущего терапевтической группы и др.
Цели и задачи каждого проекта третьей ступени формируются от конкретного состава участников и формы договоренности их с руководителями программы. Эти цели и задачи могут быть в большей степени направлены на развитие терапевтических навыков, практики супервизии, а также на подготовку групповых терапевтов ведущих различные учебные программы.
Участники проекта третьей ступени могут стремиться освоить все перечисленные формы обучения, а могут совершенствовать свое мастерство в конкретных областях.
В профессиональном сообществе мы наблюдаем три процесса: учебный, терапевтический и коллегиальный. Программа третьей ступени позволяет интегрировать эти процессы в профессиональное психотерапевтическое мировоззрение, проявляющееся в конкретной позиции участника в жизни сообщества.
Основные темы:
Теория гештальт-терапии (исторический контекст создания и развития гештальт-терапии, основные школы и направления гештальт-терапии, базовые концепты гештальт-терапии, место гештальт-терапии в соотнесении с другими направлениями, литература).
Супервизия (теоретические основы супервизии, различные школы супервизии, типы, формы, модели, уровни супервизии, супервизия в различных профессиональных контекстах).
Групповая работа (различные формы — терапевтическая, супервизорская, учебная, тематическая, социальные группы, сообщества).
Клинические аспекты гештальт-терапии и супервизии.
Этика профессиональных отношений.
Форма проведения программы
Состав ведущих третьей ступени утверждается профессиональным советом «программа МГИ» по согласованию с региональным профсоветом.
Программа проводится командой состоящей из 3 или 4 постоянных тренеров.
Эта модель представленная в пространстве образует фигуру, состоящую из бесконечного числа точек поиска участниками возможной идентичности создающую перспективу многомерного видения реальности. Эта модель в значительной степени снижает риск расщепления, присутствующий при парном ведении группы, а также копирования участниками стиля ведущего при одиночном ведении программы.
Работа проходит в большой и малых группах супервизорского и терапевтического формата. Малые группы создаются по числу ведущих, с постоянным ведущим терапевтической группы и сменными ведущими супервизорской группы.
Задачи большой группы:
Освоение теории (лекции, тематические семинары, презентации, эссе, доклады).
Осознавание динамических процессов жизни сообщества в формировании коллегиальных отношений, профессиональных и этических.
Супервизия (обучение разным формам супервизии, супервизия практики, супервизия на ведение групп).
Лекции и тематические семинары проводятся и как руководителями программы так и ее участниками.
Задача малой супервизорской группы — развитие профессиональных навыков терапии и супервизии.
Задача малой терапевтической группы — терапия участников.
Задачи самостоятельной индивидуальной работы участников:
осуществление индивидуального проекта своего профессионального развития в сообществе;
подготовка презентаций, докладов и лекций свидетельствующая о теоретической ориентировки в гештальт-подходе;
продолжение терапии и супервизии на протяжении программы;
осуществление профессиональной практики в ходе проекта;
организация собственной практики супервизии и получении супервизии на супервизию, терапевтическую работу и работу с группой;
работа в малых группах «пятерках» на протяжении всего процесса обучения и в промежутках между учебными сессиями для освоения навыков супервизии, супервизии на супервизии и поддержки долговременных терапевтических отношений в фиксированных парах «терапевт-клиент». В «пятерках» осваивается опыт как форма динамической супервизии (у одного и того же супервизора) так и форма супервизорного консультирования (у разных супервизорах). В ходе работы учитываются часы личной терапии полученные у сертифицированного гештальт-терапевта в пятерке.
Условия и формы сертификации:
Наличие сертификата гештальт-терапевта;
Прохождение основного курса программы третьей ступени: 430-480 академических часов (12-14 учебных сессий). Необходимый минимум часов за 3-4 года, в зависимости от частоты сессий в году и форму проведения занятий по 3 или 4 дня составляет 420 часов. Рекомендуемое количество часов — 480 часов с учетом сертификационной сессии. В программу включены лекции — минимум 36 часов, семинары — минимум 72 часа, групповая супервизия — минимум 90 часов, терапия в малых группах — 72 часа. Руководители по согласованию с группой с учетом конкретного контекста могут вернуть к контакту для его уточнения.
Индивидуальная терапия не менее 120 часов с учетом базового курса.
Участие в двух интенсивах по ходу программы в качестве участника супервизорской группы, ведение процесс групп на интенсивах и конференциях, супервизия практикума малых групп (троек базового курса), представление мастерской на конференции.
Представление индивидуального проекта на итоговой конференции в рамках сертификационной сессии, наличие письменной формы проекта обязательно. Проект — исследование и описание того, что уже сделано и делается не менее года по длительности, представленный в кругу коллег, отражающий идентичность участника, его место в профессиональном сообществе, индивидуальный путь развития, профессиональное мышление и личную философию.
Представление эссе и участие в круглом столе на тему супервизия в рамках итоговой конференции.
Решение о сертификации принимает группа.